Самая важная сторона этого дня заключается в том, что Христос был крещен.
Это прекрасно. Однако вы, молодые люди, также должны научиться благодарить Бога в этот день за самое первое откровение Христа язычникам. Трое [волхвов] были не евреями, а пришельцами. Тем не менее, [именно с них] Бог начал привлекать к Себе народ, который был не Его народом, а язычниками. Язычникам не следовало оставлять упование на нашего Господа Бога, словно они не принадлежали Ему. Итак, Бог впервые открывается им. Утешение, которое находим во всем этом мы, состоит в том, что Христос принадлежит нам. И хотя мы не являемся частью Его народа, мы можем уповать на Него точно так же, как и евреи. У [волхвов] не было ни священников, ни поклонения, ни Слова Божьего; они были необрезаны и лишены храма, церквей и пророков. Они пришли, словно странники, словно слепцы, — и увидели Свет, который есть Христос. Они падают на колени и поклоняются Ему. Они приносят Ему дары, и Он даже принимает их. Наше утешение, за которое нам в этот день должно благодарить Бога, состоит в том, что Сын Божий нас не отверг. Он принимает язычника! Можно долго проповедовать об этом.
Но второй, и самый важный момент относительно этого праздника — это Крещение Христа. Я хотел бы, чтобы этот день именовался «Крещением Христовым». При реке Иордан, на тридцатом году земной жизни, Христос впервые полностью открывает Себя. Иоанн потрясен Его желанием принять Крещение и говорит: «Мне ли крестить Тебя? Я недостоин». Но Иисус отвечает: «Смирись. Так этому должно быть». Безгрешный Сын позволяет, чтобы Его крестили в пример нам и для нашего утешения. Здесь Он делает нечто такое, чего не обязан был делать, в то время как мы не делаем ничего, если нас к тому не обязывают. Хуже того, мы творим зло. Как же нам хоть когда-нибудь прийти к тому, чтобы делать что-либо сверх обязанности? Христос даже более свят, чем Крещение, и все же Он позволяет Себя крестить. Тем самым, Он учреждает Крещение. И потому тех проклятых людей, которые презирают или высмеивают Крещение, ожидают адские глубины. Да омрачит Бог их разум и ослепит их глаза, ибо у них нет ни ушей, ни глаз, чтобы увидеть, что здесь происходит. Хотя они не избирают Крещение, Сын Божий его избирает! Неужто мы столь горды, чтобы презреть Крещение? Даже если бы оно не давало нам ничего, нам следовало бы чтить Крещение хотя бы ради имени Христова и креститься, чтобы почтить Его. Однако [нам даруется нечто]: Сам Бог небесный излил Себя, когда Христос принял Крещение.
Иоанн поистине видел, как небеса разверзлись. Это был знак того, что наш Господь Бог ценит Крещение — Крещение, которое Сам Сын Божий освятил Своим собственным телом. Небеса, прежде закрытые, отныне разверзлись, став для нас открытыми вратами и распахнутым окном в самые небеса. Нет более между нами и Богом никакой границы, ибо Он сошел в воду Крещения. Разве это не великое откровение? Мы называем [этот праздник] Богоявлением именно потому, что Бог — Отец, Сын и Святой Дух — явил Себя со всеми ангелами Своими. Святой Дух нисходит в виде непорочного голубя. Среди птиц голубь известен своим добрым сердцем и незлобивым нравом. Так Святой Дух являет Себя в этом дружелюбном виде. В Нем тоже нет гнева. Сын Божий, не имевший нужды креститься, открывается нам не только как образец, но и как сама Благодать. Отец являет нам Свой голос, когда мы слышим: «Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не было бы ничего странного в том, если бы небеса и земля сотряслись при звуке этого голоса, при словах Самого Господа Бога. Если бы Господь Бог заговорил, я бы упал на лице свое. Однако, при всем том, в этом голосе не звучит ничего, кроме благости, благодати и милости, говорящих: «Вот Он, Тот, Кто только что был крещен!» Так хотите ли вы знать, каков наш Бог? Он не приходит с мечом или с шумом и громами Синайскими; Он приходит не с чем иным, как с образами и проявлениями дружбы. Сын — это непорочный Человек, делающий больше, чем требует от Него долг. Святой Дух приходит в дружелюбном обличьи. Отец говорит дружелюбным голосом: «Я посылаю вам не пророков, не апостолов и не ангелов; Я даю вам Сына Своего, в Котором Мое полное благоволение».
Итак, нам заповедано смотреть на Сына, ибо Бог прямо сказал нам: «Слушайте, все вы, люди. Это Мой возлюбленный Сын, в Котором Мое благоволение». И вот, что это означает: «Если Вы хотите, чтобы Я был для вас милосердным Отцом, это довольно просто. Держитесь Моего Сына. Слушайте Его и делайте, что Он вам говорит». И этим словам нам следует повиноваться всегда и во всем. Ибо здесь Господь раздирает небеса и посылает Святого Духа в виде голубя, говоря ласковым голосом: «Здесь пред вами Мой Сын, Мое сердце, Мое сокровище и все, что Я есмь!» Итак, Бог явил Себя в этот день в трех Лицах — Святой Дух, Отцовское «Я» и Сын, — но единым в божественной сущности, дабы нам знать, как следует думать о Христе. Ибо то, что говорит Христос, и к чему Он призывает нас, угодно Богу; это высшее желание Отца. О, как бы мы были блаженны, если бы мы только исполняли это и твердо держались Сына! Разве не безнадежны те, кто проходит мимо столь громогласного голоса, словно они ничего не слышат? Это проявление такого непочтения к благости [Божьей], к Его отцовскому сердцу, что лучше бы им было десять раз умереть. Во всяком случае, так это для меня. Итак, дети, учитесь, пока есть возможность. Прежде мы не знали ничего. Небеса были еще затворены. Нам приходилось слушать, во имя сатаны, что монахи говорили о чистилище, полтергейстах и прочей подобной чуши. Но теперь неизъяснимый дар Божий проповедуется, чтобы нам познавать его. И если мир остается неблагодарным и слепым, мы, по крайней мере, должны благодарить Бога за такую возможность. Сегодня Он открыл нам Свое сердце и Свое богатство: Святой Дух в виде голубя, Сын в облике человека и Сам Отец в звуке чудного и ласкового голоса. Так кто же не осудит тех, кто не благодарен и не рад, и кто не принимает Сына с радостью? Сын стоит в реке Иордан, Святой Дух нисходит, и слышен голос Отца: [Бог] так близок, как стена [у меня за спиною]. Он показывает, насколько Он близок к нам! И ангелы тоже были там. Ибо где бы не являли Себя Отец, Сын и Святой Дух, там есть и все остальное. Ничто не остается вовне. И потому нам следует высоко чтить этот праздник. До какой то степени, он посвящен воспоминанию о волхвах. Но в нем есть и нечто более, гораздо более важное: настоящие «три царя», Отец, Сын и Святой Дух.
Необычайно, что такое откровение было дано во время Крещения в реке Иордан. Если бы Богу было угодно, оно могло бы быть дано в пустыне или в храме. Но Богу было угодно поступить иначе. И потому нам следует дорожить Крещением, принимая вновь крещеных как новодельных или вновь сотворенных святых. Да, Крещение — это вода. Но некоторые сегодня говорят, что это «только вода». Да возьмет их сатана! Моя собака, дикий кабан и домашняя корова знают это. Но что еще там есть? Вне всякого сомнения, в Крещении мы получаем Бога — Отца, Сына и Святого Духа — и всех ангелов! И потому это уже более не «только вода», но вода, в которой омывается Бог Сын, над которой парит Святой Дух, и над которой раздается голос Бога Отца. Вот, что такое Крещение, — не когда это просто вода, но когда к ней добавляются слова «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И это по сей день остается так. Когда я крещу «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то и сегодня при этом присутствуют Сын освятивший Крещение Своим телом, Святой Дух, освятивший его Своим присутствием, и Отец, освятивший его Своим голосом. Когда к воде прибавляются эти слова, уже больше нет «только воды», но все небеса присутствуют в ней. И потому нам не следует считать Крещение делом человеческим. Это не я крещу, но Бог и все ангелы, — они приходят сами по себе. Когда мы совершаем это дело, это не наше дело. Кое-что добавляется: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кто же смеет презирать это? Кто смеет называть воду Отца, Сына и Святого Духа «только водой»? Разве мы не видим, как Бог приправил эту воду? Добавьте в воду сахар [и прочие ингредиенты], и это уже не просто вода, но изысканный кларет или что-то том же роде. Так чего ради вы пытаетесь отделить Слово от воды Крещения? Не делайте этого! Отец, Сын и Дух Святой в воде, это вода омовения Христа, присутствие Святого Духа и голос Отца. И потому она становится водой, смывающей грех, смерть и всякую печаль и помогающей человеку войти в небеса. Вода становится драгоценной мазью, лекарством, потому что Бог примешал к ней Самого Себя. Отец может вдохнуть в человека жизнь, а Он пребывает в этой воде. Вот почему эта вода — истинная вода живая.
Итак, нам следует учиться понимать Крещение и дорожить им, потому что в нем заключено имя Отца, Сына и Святого Духа — или даже просто имя Христа, как мы читаем в 10-й главе книги Деяний. Достаточно быть крещену во имя Христа, потому что Отец и Сын пребывают там, где пребывает Он. Поэтому не отделяйте воду от Слова, но говорите: «Эта вода предназначена Богом для того, чтобы очистить нас ради Христа, ради Отца и Святого Духа. Они присутствуют в этой воде, чтобы очистить нас от греха и смерти». Погрузите любого человека, находящегося во грехе, в воду Крещения, и его грех изгладится. Погрузите любого человека, находящегося в смерти, в воду Крещения, и смерть будет поглощена. Ибо Крещение наделено божественной силой, силой разрушения греха и смерти. Вот почему мы принимаем Крещение. Если же впоследствии мы впадаем в заблуждение или грех, мы тем самым не аннулируем наше Крещение; мы возвращаемся к нему, говоря: «Бог крестил меня, погрузил меня в воду Крещения Сына Своего, Отца и Святого Духа. К ней я возвращаюсь и верую, что мое Крещение избавит меня от греха — не ради моих заслуг, но ради Человека Христа, учредившего его».
Это намного превосходит откровение, данное трем царям. Это истинный праздник [Богоявления]. В папские времена его отмечали восемь дней, но путали маловажные вещи с поистине важными. Будет правильно, если этот праздник будут называть в честь Крещения и именовать его «Днем Крещения Христова». Это даст нам возможность проповедовать о Крещении — вопреки энтузиастам и сатане. Сатана позволяет нам видеть все, кроме нашего истинного сокровища, с которым он хочет нас разлучить! Итак, мы узнаем, как Отец явил Себя в этот день с прекрасными словами о Своем Сыне. [Мы узнаем, что] то, что Он делает с нами, а мы — с Ним, благоугодно Богу, и что всякий, кто идет за Сыном, становится возлюбленным чадом Божьим. Бог также явил Духа Святого в виде голубя. И наш Господь Бог раскрылся во всей Своей благости и благодати. «Перед вами Сын, — говорит Бог, — не ангел, а Сын; и Я тоже здесь». Бог не может открыться полнее. Когда говорит Он Сам, нам не найти лучшего проповедника. И всякий, кто не верит Его словам, заслуживает быть увлеченным сатаной. Они недостойны слышать это.
Автор: Мартин Лютер, 6 января 1534 г.
Источник: liveinternet.ru